Наталья Костарнова о том, какие проблемы год принес российским НКО и как изменились уцелевшие


Новая санкционная реальность больнее всего ударила по тем областям, о которых в первую очередь и не подумаешь. Среди них — российский некоммерческий сектор. Компании—партнеры большинства НКО ушли или релоцировались, из-за границы стало невозможно переводить деньги, сборы внутри страны тоже сократились. За год фонды потеряли миллионы рублей, а часто и вовсе возможность помогать. Например, одна из тольяттинских НКО, чтобы расплатиться по коммунальным счетам за июнь, продала автобус, на котором возила подопечных детей на реабилитацию. С другой стороны, в обществе выросла поддержка групп, которые прежде явно не были среди приоритетных: мигрантов, беженцев и военнослужащих. Сейчас именно благотворительная помощь, связанная с СВО,— самое заметное и активное социальное движение в стране.

Уже в марте 2022 года благотворительные организации в России ощутили влияние западных санкций. Большая часть пожертвований перестала поступать по техническим причинам: все подписки через Google Pay и Apple Pay исчезли, с привязанных карт не списывались деньги. Как следует из данных анализа платформы «Если быть точным» и платежного сервиса CloudPayments, за первый месяц весны количество пожертвований в российские НКО в среднем сократилось на 50%. В частности, из-за технических проблем с платежными системами только за две недели марта в фонд помощи детям с онкологическими, гематологическими и иными тяжелыми заболеваниями «Подари жизнь» не прошло 1,5 тыс. переводов на сумму 3 млн руб. За месяц организация потеряла около 10% подписок на 1,5 млн руб. А в фонде помощи хосписам «Вера» подсчитали, что из-за утраченных подписок на регулярные платежи недополучают около 900 тыс. руб. помощи ежемесячно, или 10 млн руб. в год.

Весной с российского рынка ушли крупные международные компании, которые, как оказалось, активно поддерживали НКО.

Среди партнеров «Веры», например, были H&M, Cisco, Louis Vuitton, Blanco. Благотворительный фонд «Дом с маяком» поддерживала IKEA, а также сотрудники Google, Apple, Netflix, Western Union. В пресс-службе «Дома с маяком» рассказали, что в прошлом году выиграли грант PayPal на $20 тыс. на поддержку детского хосписа Москвы и Московской области. В фонде рассчитывали получить средства в первом квартале 2022 года через Benevity, но с 5 марта сервис временно деактивировал учетные записи российских НКО, PayPal приостановил работу в стране, и грант был отменен. «Подари жизнь», по словам его директора Екатерины Шерговой, из-за ухода иностранных благотворителей теряет около 80 млн руб. в год.



Источник KOMMERSANT.RU

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *