Российская военная операция на Украине и кризис вокруг Тайваня, ставшие главными международными событиями прошедшего года, привели к шоковому перевороту в мировой политике. Многополярность, о которой так долго говорили официальные лица в Москве и Пекине, фактически оформилась в новую биполярность. США и их союзники в Европе и Азии, назвавшие главными вызовами Китай и Россию, стали одним из этих двух полюсов. Второй, альтернативный, полюс попытались сформировать Москва и Пекин. Впрочем, несмотря на демонстрацию резкого сближения, Россия и Китай так и не смогли назвать друг друга союзниками, в своих конфликтных отношениях с Западом преследуя разные цели.
Резкое сближение Китая и России и попытки представить Москву и Пекин двумя полюсами незападного мира, не принимающими правила игры США и их союзников, начались еще до российской операции на Украине.
Своим визитом в Пекин Владимир Путин не только продемонстрировал солидарность с председателем КНР Си Цзиньпином, для которого Олимпиада должна была стать иллюстрацией китайской концепции «единой судьбы человечества». В ходе состоявшихся в китайской столице переговоров лидеры двух стран обсудили модель отношений Москвы и Пекина и их будущее взаимодействие в условиях неблагоприятной внешней среды, вызванной все более проблемными для них отношениями с Западом.
Принятое по итогам переговоров совместное заявление фактически стало для сторон внешнеполитическим манифестом, которому они, несмотря на дальнейшие потрясения, пытались следовать на протяжении всего 2022 года.